Экологические традиции наших Предков

Сейчас 21 век, так? Кто меня постоянно читает, мои соратники, понимают, что Русская Тайга – единый живой организм. Идеям великого русского мыслителя Вернадского – столетие. Сотню лет как в научный мир пришли термины, описывающие взаимосвязь живого и не живого. Понятия, ясно определяющие всю нашу планету, как единый живой организм! Все ли это понимают сейчас? Стали ли такие представления об окружающем нас мире общепризнанными? Нет! Больше того: единицы это понимают! Не просто большинство, а подавляющее большинство, об этом даже не задумывается.

Странно прозвучит, но в прошлом представления о живой Матери-Земле были общераспространенными. Если осмыслить взгляды наших не очень то и далеких предков на окружающий мир, то окажется, что они очень похожи на современные научные представления о живых биологических системах. И, при этом, еще и очень практичны! Связаны с ритуалами, повседневным поведением людей. Направленны на жизнь в гармонии с природой.

То, что сейчас называют «язычеством». Ругательно называют: «варварство», «варварская эпоха». Вопрос, конечно, огромный. Целая книга нужна, чтобы его просто поверхностно обрисовать. Но, совсем-совсем упростив, до основного одного тезиса: что такое «язычество»? Мать-Земля и Отец-Солнце у славян. Право каждого на свободу, в том числе на свое представление о Всебоге. У кузнеца Всебог воплощается в образе кузнеца, а как иначе? А для охотника – в образе Духа Леса. И право Матери-Земли на жизнь. Запреты на надругательство над землей, запреты гадить вокруг себя.

У народов Центральной Азии – Тенгри. Сейчас возрождается. Многие молодые люди эту концепцию праотцов осмысливают вновь. Разницы то нет со славянскими древними представлениями, по сути! Мать-Земля и Отец-Небо в Тенгри! И всеобщая сила жизни, которая пронизывает собой все.

Я свой проект когда-то назвал Русская Тайга. Потому, что искал какую-то фразу, символизирующую объединение. В тайге нашей, и тайгой нашей, живет множество народов. Тайга – она дом для всех. И всегда, издревле, таким домом любому человеку и народу была. После летней экспедиции 2019 года я все больше задумываюсь, как похожи представления всех наших народов о тайге, о своем взаимодействии с окружающим миром. Почему развитие культуры свернуло на путь противопоставления человека природе?

Я разговаривал с людьми в Бурятии, в Хакасии, на Алтае. Мы все, говоря о своих традиционных культурах, говорим: Тайга – храм наших Богов. И отлично понимаем друг друга! И всем место есть в тайге, всем! Мне рассказывают, что при перекочёвке обязательно удаляли остатки кольев из земли. Ведь оставить их – это равнозначно занозе в теле человека. А Земля – Мать всех живых существ. Место, где стояла юрта, всегда очищали. Мне это понятно, кажется естественным. Когда я говорю, что травники на Русском Севере и сейчас не собирают всю траву на одном месте, обязательно оставляют часть. А, выкапывая коренья, часть рассаживают обратно и землю разравнивают. И мне люди отвечают, что и у них всегда было принято поступать также. Полное понимание в рамках мышления «языческого»!

И вот вопрос: так где «живодерское варварство» то в наших «языческих» культурах, в традициях древних наших предков?! Да, и дичь в тайге добывали. Не спортивного убийства ради, а для пропитания. И у всех народов ограничения культурные при этом были: самок с детенышами не трогать, тайгу не истощать, в одном месте не охотиться и т. д.

Я сейчас очень хорошо понимаю, что этические «кодексы поведения» предков-«язычников» полностью соответствуют современным научным, биологическим представлениям. У народов Центральной Азии, говорят, существовало даже весьма суровое «экологическое законодательство»! Помочился, допустим, в ручей – секир-башка сразу! А нефиг: оттуда люди воду, вообще-то пьют! Да и дух источника обидится!

В шоке, наверное, наши предки бы были, если бы увидели, как люди сейчас поступают!

Я верю, что Мать-Земля живая. Я вижу в Русской Тайге обитель моих Богов.

Я сейчас вспоминаю, что рассказывал мне мой друг в Бурятии. По их представлениям, существуют «мунхэ модон» – «вечные деревья» (извиняюсь за, возможно, неправильное написание термина).  Разумеется, рубить такие деревья всегда запрещалось! Более того, это могло привести к болезни не только того, кто срубит дерево, но и его потомков. Весь Род мог умереть, если погубить дерево-покровитель Рода! На севере Европы и у предков славян были такие же представления. Праздники справляли на полянах у таких священных деревьев.

И мне кажется, что древние Боги Русской Тайги просто спят. Однажды лесорубы свалят такое древнее дерево-прародитель, и они проснутся. И плохо будет всем нам, не сохранившим Мать-Землю!

Автор: писатель Павел Пашков. 

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТЫ

Без вашей поддержки защищать природу практически невозможно. Вся деятельность ведется собственными силами! Мы должны оставаться независимыми от власти и бизнеса.

 
Встаньте рядом! Поддержите борьбу за дикую природу донатом.

ХОЧУ ПОДДЕРЖАТЬ!

ЛИЧНЫЙ КРУГ

Станьте частью закрытого круга соратников на Boosty. Так вы помогаете нам бороться за дикую природу!

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Павел Пашков

Срочные изменения в защите дикой природы, мы готовим к запуску научную платформу. Узнайте подробнее здесь…