Есть ли альтернатива централизованному лесному хозяйству?

У централизации лесного хозяйства много противников. Основной аргумент – огромное количество принципиально разных экосистем. Как следствие – необходимость совершенно различных подходов к управлению ими. Необходимость знать местные условия и действовать, исходя из них.

Не вызывает никаких возражений! Все так: страна наша огромная. Даже зоны климатические — от крайнего севера до субтропиков. Только это не аргумент против централизованного управления в масштабах страны! Это — просто важнейшая необходимая особенность такого управления! Необходим баланс с самоуправлением на местах. А, еще важнее, налаживание самой структуры управления. «Властной вертикали», как иногда говорят. Понятно, что это самая большая проблема! Чем больше система, чем больше в ней количество элементов – тем сложнее добиться их слаженной работы. Все так, увы! Постоянно всплывает информация о подлогах, недостоверной информации, передаваемой региональными чиновниками «наверх». В экстренных ситуациях особенно ярко видно, что взаимодействие разных регионов и госструктур организовать удается с трудом.

Это проблемы, требующие решения. Системного решения – то есть, налаживания системы управления. Но сама единая государственная система управления лесами, на мой взгляд, совершенно безальтернативна! Ко времени распада СССР, такая система в лесном хозяйстве, худо-бедно, была. Со всеми недостатками и «косяками» большой, плохо управляемой махины, но она работала.

Давайте посмотрим, что пришло на смену единому госуправлению. Два важнейших момента: передача права принимать многие решения региональным властям и передача лесного фонда в частную собственность. Оба процесса не завершены.

ПЕРВОЕ: ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЛЕСАМИ РЕГИОНАМ.

ПОЖАРЫ В РУССКОЙ ТАЙГЕ – границ регионов не признают.

ВРЕДИТЕЛИ И БОЛЕЗНИ – границ регионов не признают.

Что в итоге? Пожары и эпидемии – это первое и второе места по объемам уничтожения Русской Тайги. Возможности для их предупреждения, для борьбы с ними существенно ухудшились.

А вот на третьем месте по объемам уничтожения – вырубки. Отчасти, незаконные. А, в основном, узаконенное беззаконие! Дается формальное разрешение, но не учитывается возможность восстановления экосистемы после вырубок. Вот в этом ситуация ухудшилась! И ухудшилась серьезно. У не честных, коррумпированных чиновников на местах возможности по принятию решений в своих корыстных интересах выросли. За последние годы количество коррупционных скандалов просто зашкаливает. Миллионы гектар Русской Тайги. Разные схемы незаконного обогащения. Высшие должностные лица, фигурирующие в уголовных делах. И, что самое показательное для меня – силовые и надзорные органы не всегда справляются. С трудом и далеко не всех удается привлечь к ответственности. Вплоть до прямого противостояния местного коррумпированного чиновничества и федеральной власти! Один раз утраченный контроль, восстановить ох как нелегко, получается?!

ВТОРОЕ: ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЛЕС.

Пока у нас в стране основной лесной фонд – в собственности государства. Но передача лесов в частные руки усиленно продвигается. Готовятся и частично уже реализованы законы для этого.

Аргументируют это тем, что «у леса появится хозяин». И наличие такого «хозяина», лично заинтересованного в принадлежащем ему участке леса, позволит наладить сохранение лесов и их восстановление после вырубок. Главный вопрос: а станет ли ваш «хозяин леса» это делать? Те, кто продвигает дальнейшую передачу лесов в частные руки, отвечают: конечно, станет! Леса передаются в долгосрочную аренду и под контролем.

Вранье! По моему мнению, это какая-то уже запредельная форма вранья!

Главное – это уже видимый всеми результат передачи управления в регионы. Коррупция, несогласованность действий, развал существовавшей ранее системы управления. Федеральная власть просто утратила возможности контроля за своими же чиновниками! О каком контроле за коммерсантами тогда речь вообще?!

Можно долго перечислять другие возражения против. И то, что леса передаются иностранным компаниям. И то, что передаются они не под лесные плантации, а под вырубки. И то, что преемственности ответственности так называемого «юридического лица» просто невозможно обеспечить никак – это и есть юридическая уловка для избегания ответственности, по сути. Много всего!

Главное – это реальный опыт последних пары десятков лет.

Сами же госорганы при передаче полномочий в регионы – никакой контроль наладить не смогли. Вообще! Обеспечили исключительно расцвет коррупции и разворовывания.

Аренда лесоучастков на 5 – 10 – 15 – 20 – 25 лет коммерческими структурами. Краткосрочная, то есть. Полный бардак, коррупция и подмена реального лесовосстановления его имитацией.

АЛЬТЕРНАТИВЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ — НЕТ!

Это мое мнение. Оно обосновано тем, что весь опыт передачи полномочий по управлению лесами – отрицательный.

Автор: писатель Павел Пашков. 

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТЫ

Без вашей поддержки защищать природу практически невозможно. Вся деятельность ведется собственными силами! Мы должны оставаться независимыми от власти и бизнеса.

 
Встаньте рядом! Поддержите борьбу за дикую природу донатом.

ХОЧУ ПОДДЕРЖАТЬ!

ЛИЧНЫЙ КРУГ

Станьте частью закрытого круга соратников на Boosty. Так вы помогаете нам бороться за дикую природу!

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Павел Пашков

Срочные изменения в защите дикой природы, мы готовим к запуску научную платформу. Узнайте подробнее здесь…