Лес – это не только древесина (заметка из экспедиции)

Маршрут экспедиции проходит дальше по Северному Кавказу. Республика Адыгея, снова Краснодарский край, Карачаево-Черкесская республика, Ставрополье.

Или туризм везде в этих местах развит, или региональные администрации его хотели бы развивать. Все условия для этого есть. Разных баз отдыха по дороге много. Рекламные щиты приглашают: отдых, рыбалка, шашлык, экскурсии. В Сибири встречал не меньше, конечно. И Республика Алтай, и Байкал – всемирно известные туристические регионы. Туристическое направление развития районов не без проблем, но привлекательно не только в плане денег, но и в плане сохранения экологии регионов. Кто же поедет, если леса вырубить и в помойку все превратить?! Вот власти хоть как-то и задумываются о сохранении природы у себя! Интерес то личным становится, «шкурным»!

В Сибири развитие меньше. Сказывается короткий летний туристический сезон и отдаленность. Здесь, на юге России, условия более благоприятные.

Но меня в исследовательском отношении в экспедиции больше интересует не рекреационное или туристическое значение регионов. Важнее хозяйственное использование лесов и связь лесных массивов с сельским хозяйством регионов. Вот что предмет исследования сейчас. Интересно комплексное развитие лесного хозяйствования. Использование всей биологической системы леса, а не тупые вырубки.

Множество пасек. Отличный вариант, когда человек и получает что-то для себя, и удачно дополняет природные экосистемы!

Сбор дикорастущих растений, чай из трав. Здесь, на юге России, этого во множестве. Кроме и собственно чая! Краснодарский чай, самый северный в мире – бренд известный.

Древесные соки – тема менее известная. Кроме березового сока, о котором большинство знает, можно собирать и кленовый и ореховый сок. Кленовый сироп – продукт, который обычно связывают с Канадой. Но клен есть и у нас! Появились и первые российские предприятия, которые варят кленовый сироп в нашей стране. Поделюсь даже такой информацией: здесь, в Кабардино-Балкарии, сезон сбора орехового сока из-за необычно теплой зимы уже начался. Сейчас, в конце декабря, пошел сок. Его собирают, варят ореховый сироп. Первопроходцы этого направления начинают в Кабардино-Балкарии эксперименты со сбором соков ореха, ясеня, бука и клена. В Республике Адыгея планируют эксперименты с грабом и платаном. А на Дальнем Востоке и в Ленинградской области продолжают эксперименты с соком маньчжурского ореха.

Лес – это не только древесина, но и много чего еще, полезного для человека! И брать это можно и не вредя природе! Не уничтожая хищнически все на своем пути!

Я часто писал, что огромные достижения у лесоводов в нашей стране были и в советское время, и в «царское». Забыто, утрачено даже многое, к сожалению! Еще интересней, что использование леса, как целостного биоценоза, уже было! Вообще древнейший положительный опыт! Все уже было реализовано на практике, точно работает!

«Чаирное садоводство — тип традиционного садового хозяйства в горном и предгорном Крыму, представляющий собой многоуровневый фитобиогеоценоз. Имеет древние традиции, совмещающие многофункциональность (сад, сенокос, пастбище и лесозаготовки), гармонию с природой (учёт местных особенностей климата и рельефа), а также общественное использование членами всего селища на протяжении нескольких поколений и даже столетий». (https://ru.wikipedia.org/wiki/Чаир_(сад) )

Прочитайте, кто с этим не знаком. Есть статья в Википедии.

Самое интересное то, что чаиры сохранились до наших дней. Самым старым зафиксированным исследователями деревьям в них по 300 – 500 лет. Вероятно, сама технология еще старше. «Добиты» чаиры были современным, капиталистическим, типом хозяйства. Уже в советское время их вытеснили промышленные сады с монокультурой. Но! При этом местные сорта в чаире давали дo 2 тонн яблок, а завезенные — не более 1 тонны в урожайный год!

«Внедрение технологий промышленного садоводства в советском Крыму привело к упадку традиционного чаирного садоводства. Если до революции 1917 года на полуострове было 8 000 га чаирных садов, то к середине 1930—х гг. их осталсь не более 5 000 га, а к началу XXI века сохраняется не более 20 га древних чаирных садов».

Почему? Почему не используется технология, если она более эффективна, чем современные? Почему не используется технология, если она проверена практикой в несколько столетий?

Ответ простой. Причины две.

Первое. Чаир, лес-сад, лесосад не позволяет присвоения прибыли за короткий срок. Да, доход за 50 лет будет в сотню раз больше, чем при использующихся сейчас технологиях. В этом и смысл капиталистической модели, использующейся сейчас! Хапнуть, получить прибыль немедленно и уйти. Наплевав на то, что ты истощил землю за собой или уничтожил тотально лес. Лесосад прямо противоречит существующей экономической модели.

Второе. Чаир (лесосад) прямо противоречит социальной структуре общества, которая сейчас сложилась в мире. Это касается и России, и Запада, и нео-социализма Китая, и исторического типа общества СССР. Везде это общество рабов, у которых «нет ничего, кроме их цепей». Звучит спорно. Неприятно это слышать про самого себя. Но, если задуматься, то полностью соответствует действительности. Лесосад – это биосферный объект. Человек в нем включен в биогеоценоз и является в нем мозгом, управляющей частью. Свободный человек, принимающий решения в интересах всей биологической системы, которой управляет. Семья и род, вписанные в некоторый ландшафт. Это другая психология!

Мало кто об этом задумывается. Мои идеи многим покажутся не привычными, как минимум. Но факты говорят о том, что экономическая модель устойчивого развития есть. Такая модель уже была проверена на практике локально – она работает. Никакого вреда природе. Нулевые выбросы, нулевой «экологический след». Это было сделано без современных технологий, руками и мотыгой, что называется. С учетом современных технологий, это можно реализовать в любом климатическом поясе, кроме крайнего севера. Нет проблем «накормить все человечество». Есть только одна проблема – невозможно присвоение природной ренты небольшой частью людей в свою пользу.

И, да, еще небольшой момент! Биосферный объект, лесосад, экономическая модель устойчивого развития с «нулевым экологическим следом» – противозаконны. Во всем мире государственное устройство, законы – все подразумевает присвоение природной ренты частью людей. Поклонники СССР, если подумают, поймут – там государство было государственной корпорацией. Суть та же. Законодательно закреплено везде присвоение природной ренты. Законодательно закреплено уничтожение природы. Уничтожение Русской Тайги законно, а сохранение Русской Тайги не законно. Полностью или частично противозаконно, в зависимости от того, что понимать под словом «сохранение». Скажете, я не прав и преувеличиваю?

Автор: писатель Павел Пашков. 

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТЫ

Без вашей поддержки защищать природу практически невозможно. Вся деятельность ведется собственными силами! Мы должны оставаться независимыми от власти и бизнеса.

 
Встаньте рядом! Поддержите борьбу за дикую природу донатом.

ХОЧУ ПОДДЕРЖАТЬ!

ЛИЧНЫЙ КРУГ

Станьте частью закрытого круга соратников на Boosty. Так вы помогаете нам бороться за дикую природу!

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Павел Пашков

Срочные изменения в защите дикой природы, мы готовим к запуску научную платформу. Узнайте подробнее здесь…