Издалека течет Волга (материал из экспедиции)

Два слова о Волге. Так, вступительных. Для понимания. Почему Волга всегда ассоциировалась с Россией. Почему это величайшая русская река. Простые, наверное, вопросы? Один взгляд на карту, и все самоочевидно. Вот она, Волга. В центре «Русского Мира», если можно так выразиться.

Где-то – ось, водный стержень, вокруг которого вращалась сама История. Где-то – и граница. А чаще всего – связь, транспортная артерия, связывавшая искони Русский Север с благодатным Югом-Черноземьем.

Шутка ли – длина реки 3530 километров! А площадь её водосборного бассейна — 1360 тысяч квадратных километров!

На Волге расположены четыре мега-города: Нижний Новгород, Казань, Самара и Волгоград. Нижегородская агломерация – это 2 миллиона человек. Казанская агломерация – еще 1,5 миллиона. Самарская агломерация – еще 2, 7 миллионов человек. Да, город Самара – девятый по численности в стране. А вот вся Самарская агломерация – аж третья по численности! Ну, и Волгоград с его более чем миллионом жителей. Понятно, что все это – в первую очередь промышленность. Предприятия и их отходы, а не только бытовые отходы многомиллионного населения.

В 1930-х — 1980-х годах на Волге было построено восемь гидроэлектростанций, являющихся частью Волжско-Камского каскада. Волжско-Камский каскад ГЭС — каскад водохранилищ и гидроэлектростанций в Волжском речном бассейне. Организационно включает в себя 13 гидроузлов на Волге, Каме и Шексне. На них 12  гидроэлектростанции. Крупнейшая транспортно-водно-энергетическая система в Европе! И, да: основная часть сооружений построена в советский период. Все по единому плану. Гидроэлектростанции каскада, покрывают основную часть электропотребления страны. Являются основой Единой энергетической системы России.

Главное в рассмотрении экологии Волги здесь то, что сток реки давно регулируется. Множество плотин, шлюзов и водохранилищ уже кардинально изменили и сами природные процессы всей Европейской части страны. Давно и безвозвратно изменили! Здесь, как нигде, хорошо видно – человек, человечество давно стали силой, изменившей сам облик нашей планеты. Хорошо бы ответственно относиться к тому, как мы меняем мир!

Но все шлюзы-каналы-водохранилища – только со среднего течения Волги. И, да, они способны регулировать сток реки. Но! Регулировать имеющийся сток, предопределенный истоками реки. Предопределенный состоянием болот и тайги Русского Севера.

Я понимаю, что сейчас миллионы людей связи своей жизни и участков леса где-то далеко, у истоков реки, не улавливают. О том, что лесопромышленники рвутся на последние участки выжившей Русской Тайги, не знают нигде, кроме этих отдаленных лесных регионов.

Я понимаю, что и коммерсанты, бизнесмены об этом не задумываются. Они занимаются не лесом. Деньги делают с чего-либо другого. Но! Фактически любому производству нужна вода. Сельское хозяйство стало давно сельскохозяйственным производством, работает не экономно, а потребляя в десяток раз больше воды, чем экстенсивное, традиционное хозяйство.

Я понимаю, что никто не улавливает связи между выкашиванием Русской Тайги где-нибудь в Соликамске и обезвоживанием Волги в нижнем течении. Но эта связь прямая! Тверская земля, Ярославская, Вологодчина или Вятские, Пермские и Уфимские земли с другой стороны – они все формируют единую водную артерию.

Сейчас мы подошли к такому рубежу, за которым полное самоуничтожение! Реально, без шуток и преувеличений. По многим вещам. И одна из таких вещей, о которых не знает ни общество, ни власти – это климатозащитные леса. Когда я здесь, в Европейской части страны, исследовал вырубки в Кировской области, на Вологодчине, на Новгородских землях, по Тверской земле – информация о состоянии дел, опыт, все накапливалось постепенно. Постепенно я увидел сходство ситуации, стала складываться общая картина.

Общая ситуация здесь в том, что буквально в последние годы везде (везде – подчеркиваю!) вырублены последние доступные участки. Раньше на отдаленные участки лесопромышленники не лезли сильно. А зачем? Дорого строить дороги, дорого вывозить. А сейчас активно полезли! Активно пересматриваются и ликвидируются охраняемые природные территории. Под любым предлогом полезли снимать с них защитный статус и переводить в категорию эксплуатационных лесов.

И так во всех регионах.

И все это – отдаленные участки Северной Русской Тайги у истоков рек. В данном случае, Волго-Камского бассейна.

И неслучайно несколько последних лет, как начались проблемы с водой в нижнем течении.

Автор: путешественник Павел Пашков. 

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТЫ

Без вашей поддержки защищать природу практически невозможно. Вся деятельность ведется собственными силами! Мы должны оставаться независимыми от власти и бизнеса.

 
Встаньте рядом! Поддержите борьбу за дикую природу донатом.

ХОЧУ ПОДДЕРЖАТЬ!

ЛИЧНЫЙ КРУГ

Станьте частью закрытого круга соратников на Boosty. Так вы помогаете нам бороться за дикую природу!

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Павел Пашков

Срочные изменения в защите дикой природы, мы готовим к запуску научную платформу. Узнайте подробнее здесь…