От Волги до Дона в месте их максимального сближения (на волгодонском перешейке) – всего то сотня километров! Волго-Донской судоходный канал имени Ленина. Соединяет Волгу у Волгограда с Доном у города Калач-на-Дону. Общая протяжённость канала — 101 км. Из них 45 км проходит по водохранилищам. Глубина — не менее 3,5 метров. Была. До недавнего времени. Обмеление рек, ускоряющиеся климатические изменения – все это ставит вопросы на будущее!
Канал питается донской водой из Цимлянского водохранилища, так как Дон лежит выше Волги на 44 м. Проблемы же с водой в Дону еще жестче, чем с водностью Волги. Часть бассейна Волги – Северная Русская Тайга. Коммерсанты с массовой вырубкой добрались туда буквально в последние годы. Местами и зоны заповедные до сих пор имеются. Активно продавливают их упразднение, но не везде еще уничтожили.
Бассейн же Дона целиком находится в пределах лесостепной и степной зон. Этим объясняется относительно малая водность при большой площади водосбора, которая была всегда. Относительная водность Дона, для примера, в 5−6 раз ниже, чем у рек Северной Русской Тайги (Северная Двина, Печора).
Знаменитые донские излучины. Донские пороги, песчаные перекаты. Водный режим Дона типичен для рек степных. Высока доля снегового питания (до 70 %) при сравнительно слабом грунтовом или дождевом питании. Дон отличается высоким весенним половодьем и низкой меженью в остальное время года. С окончания весеннего половодья и до начала нового весеннего подъёма уровень и расход воды постепенно падают. Летних или осенних паводков попросту никогда и не было. Возможность судоходства, Волго-Донской канал, всё это – исключительно звенья единой глубоководной транспортной системы европейской части России. Того, что создавалось по единому плану, вместе с единой энергосистемой страны нашими советскими предками. И того, что сейчас, возможно, уже загублено окончательно.
Благодаря водохранилищам эта система только работает!
Так вот, в этом, 2020 году половодья на Дону уже не будет. Еще в конце января опубликован отчет Донского бассейнового водного управления и Федерального агентства водных ресурсов. Уровень воды в Цимлянском водохранилище по состоянию на 28 января составляет 32 метра 64 сантиметра. В тот же день год назад он составлял 33 метра 59 сантиметров.
Обеспечивает судоходство и питает Волго-Донской канал в основном именно Цимлянское водохранилище.
Для понимания вопроса. Есть так называемый нормальный подпорный уровень для Цимлянского водохранилища. Он составляет 36 метров. Это уровень, который достигается к концу периода наполнения и может поддерживаться плотиной длительное время. Есть ещё такой показатель, как уровень мёртвого объёма. Это предельно возможное снижение уровня воды в водохранилище. Спуск воды ниже этого уровня физически невозможен. Для Цимлянского водохранилища это 31 метр.
Очевидно, что маловодность в принципе связана с отсутствием осадков. А для реки с 70% снегового питания – на 70% и связана! Необычно теплая зима, отсутствие запасов снега в регионах выше по течению Дона. При этом в обозримом будущем большого снега не ожидается! Обильные осадки в этом году если и будут, то они точно уже никак не компенсируют отсутствия запасов снега за всю зиму.
У судов могут возникнуть проблемы с прохождением тех же перекатов на Дону. Компенсировать их можно разве что пропусками воды из водохранилища. И нужно наполнять и Волго-Донской канал.
Дон ведь не только снабжает большую часть Черноземья питьевой водой, но и позволяет вывозить зерно — главный экспортный товар региона.
Вот так. Вот такие проблемы на Черноземном, хлеборобном юге нашей страны прямо сейчас. Февраль 2020 года.
Основная причина обмеления рек – массовая вырубка леса. В водоохранных зонах Дона это и были специальные, водоохранные леса! Их там сажали, специально высаживали именно для этих целей. Со времен царских еще. Потом поддерживали и досаживали в Советском Союзе. Царские и Сталинские лесополосы и обеспечивали снегозадержание, сохраняли воду в почвенном слое потом.
В Волго-Камском бассейне таких специально высаживаемых лесов не было. Там питание рек обеспечивала Северная Русская Тайга. Куда сейчас фактически уже прорвался лесопромышленник. Никакого водоохранного статуса там у лесов нет. Даже идей таких нет! А юридические защитные статусы зоологических, допустим, заказников – снимаются.
Недавно нечто похожее переживал Китай. Когда в Поднебесной осознали масштабы бедствия, то в приказном порядке бросили население на озеленение речных берегов. Расширили водоохранные зоны. Создали питомники по выращиванию сеянцев и саженцев. Запретили у себя вырубки совсем. Отчасти из-за этого китайские предприниматели тогда так активно и «выкашивали» Русскую Тайгу в Сибири.
А у нас власти еще далеки до осознания этих проблем. Чтобы восстановить водный баланс, понадобятся десятилетия! Молодой лес в процессе становления забирает много воды. Он не запасает воду, а только усиленно потребляет первые 20 лет. Только потом, позже лес начинает воду аккумулировать. И лучше всего хранителем воды выступает тайга древняя. То место, куда рвется сейчас по всем регионам озверевший от лютой жадности лесопромышленник – старовозрастные леса. Все остальное уже сожрали, экспортировали и перевели на опилки. А жажда наживы, она же не утихает! И если сейчас мы не добьемся от федералов охраны зон истоков рек – сожрут все. Вместе и с судоходством, и с сельским хозяйством Черноземья, и с водоснабжением миллионов людей.
Автор: путешественник Павел Пашков.
ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТЫ
Без вашей поддержки защищать природу практически невозможно. Вся деятельность ведется собственными силами! Мы должны оставаться независимыми от власти и бизнеса.
Встаньте рядом! Поддержите борьбу за дикую природу донатом.
ЛИЧНЫЙ КРУГ
Станьте частью закрытого круга соратников на Boosty. Так вы помогаете нам бороться за дикую природу!