Минусинск: как люди сами себя лишают чистого воздуха?

Получил обращение от жителей сибирского города Минусинска. Люди ведут борьбу за возможность дышать, пытаются привлечь внимание правительства к проблеме загрязнения воздуха от масштабной добычи угля. Коммерсант добывает уголь – местные жители дышат загрязненным воздухом.

Я сейчас стал активно изучать проблему в регионе и у меня появились вопросы.

Как люди сами себя лишают чистого воздуха? Может ли такое вообще быть? Может. Очень даже запросто! И дело не в том, что люди сами в массе своей не понимают, что происходит. Понимают! Суть проблемы в том, что люди массово загрязняют воздух самим себе вынуждено.

Дело в том, что мы все сейчас остаемся заложниками «грязных» технологий прошлого. Устаревших минимум лет на пятьдесят. И это касается не только промышленности, но и технологий бытовых, так сказать. Того, чем пользуемся в быту, дома. Ага, «в век, когда космические корабли Илона Маска летят колонизировать Марс», граждане Великой и Могучей страны «стирают в корыте». В бабкином-прабабкином корыте, в режиме ручной стирки!

Ну, это так, образно.

А вот как это выглядит в реальности.

Если вы посмотрите списки самых грязных городов страны, городов с самым загрязненным воздухом, где и дышать-то не безопасно, то вы увидите там города – промышленные гиганты. В Сибири это Красноярск, Норильск, Новокузнецк, Чита, Иркутск. Такая «черная популярность» у них уже даже в экологических антирейтингах.

С ними все понятно. Экологи связывают загрязнение воздуха с предприятиями. Промышленникам нужна прибыль. А работают они много лет, строились заводы и фабрики еще в Советском Союзе, когда нужно было «давать стране угля», а о жизни и здоровье работников особо и не задумывались. Как о здоровье «гражданского населения» не особо задумывается и капиталист современный. И у него война, где уж о людишках думать?! Война за прибыль. А перестройка предприятий, установка современных очистных сооружений – это расходы. Да и честно нужно признать, что иногда установка современных очистных сооружений очень сложна. Предприятия строились под «грязные» технологии. И сейчас часто необходимо менять весь технологический цикл, что едва ли не эквивалентно постройке нового, современного, производства! Вот и изменяется что-то медленно, со скрипом. Но давление общества возрастает. Люди понимают, насколько опасно дышать токсичным воздухом. Вынужденно, под давлением разъяренных жителей, но промышленникам приходится идти на модернизацию предприятий.

Но какие населенные пункты мы видим еще, кроме промышленных центров, в рейтинге городов с грязным воздухом? В Сибири это Абакан, Кызыл, Минусинск. Абакан – столица Хакасии. Кызыл – столица Тувы. Столицы регионов, где, кажется, еще сохранилась Русская Тайга и чистые реки и воздух? Или, это только, кажется, раз чистого воздуха нет и там?!

И, самое главное, все три города не имеют какой-то крупной промышленности! Ни в Абакане, ни в Кызыле, ни в Минусинске – нигде промышленных гигантов нет! В чем дело?

А дело в том, что жители отравляют сами себя. И отравляют вынуждено.

Накопившийся экологический ущерб и морально устаревшие, «грязные» технологии. Предметно – на примере Минусинска.

Минусинск – в Красноярском крае.

Население – 67 912 человек.

Расположен город в центре обширной лесостепной Минусинской котловины. Уникальное место с уникальным для Сибири климатом!

Минусинская котловина расположенна между двумя горными системами Южной Сибири: Кузнецким Алатау на севере и Восточным и Западным Саянами на юге. Распаханная степь и месторождения угля. До революции Минусинскую котловину зачастую называли «Сибирская Италия». За мягкий для Сибири климат. В 1829 году декабрист С. Г. Краснокутский, проживающий в ссылке в Минусинске, первым начал выращивать вишню. Это стало началом сибирского садоводства. Климат Минусинска позволяет выращивать и другие фруктовые и ягодные культуры. Плюс влияние на климат Красноярского водохранилища, начиная с 1960-х годов. И Саяно-Шушенского водохранилища, начиная с 1970-х годов. Огромное количество воды в водохранилищах за лето аккумулирует в себе большой запас тепла и с наступлением холодов остывает медленно, отдавая тепло окружающей местности. Водохранилища и замерзают намного позднее других водоемов.

Вот такое место. Казалось бы, благодатнейшее!

Застой воздушных масс в котловине, делающий климат мягче, только сказался отрицательно на качестве воздуха! Совместно со вторым фактором: близко расположенными месторождениями угля.

Минусинский угольный бассейн расположен в Минусинской котловине на территории республики Хакасия. Связан железнодорожными ветками с Новокузнецком, Ачинском и Тайшетом. Автодороги, соответственно, есть во все населенные пункты региона. Добыча угля началась примерно с 1904 года на Изыхском и Черногорском месторождениях. До 1917 года в Минусинском бассейне эксплуатировались мелкие кустарные шахты. А в 1926 – 1928 годах была выполнена детальная геологическая съемка угольного бассейна. И тогда началось его промышленное освоение. Основное направление использование добытого угля теплоэнергетическое. То есть, отопление. ТЭЦ. И частные дома. Добыча угля в бассейне сейчас ведется пятью разрезами и двумя шахтами. В 2002 году она составляла более пяти с половиной миллионов тонн.

А Минусинск с окрестностями – преимущественно небольшие населенные пункты, с обширным частным сектором. На угле. Один Минусинск – минимум с двенадцатью тысячами дымящих с осени до весны печек без очистных сооружений вообще!

Проблема устаревших технологий. Проблема устаревшей инфраструктуры. В Минусинске магистрального газа нет. С этим не заморачивались. А зачем, если рядом уголь, и уголь не дорогой? Со строительством обширных водохранилищ чуть изменился климат. Стал чуть теплее зимой, обеспечив еще более сильный застой воздушных масс. Со времен СССР увеличилось количество жилых домов. С угольным отоплением в основном. Потому, что регион не богатый. Люди не богатые. А уголь дешевле, чем отопление электричеством или автономное газовое отопление.

Сейчас местные экологические активисты бьют тревогу. Стараются привлечь к проблеме внимание и земляков, и власти. А как еще? Только вместе, налаживая диалог общества и власти можно решить такие стратегические проблемы! А где-то, да, власть просто необходимо пинать даже, чтобы она что-то делала!

Жители Минусинска ведут борьбу за возможность дышать. Они хотят дышать чистым воздухом, хотят, чтобы их дети были здоровыми, сильными. Загрязненный воздух – провоцирует возникновение хронических заболеваний, часто протекающих в тяжелой форме. Проникновение угольной пыли в организм, попадая в альвеолы, сопровождается образованием воспалений. Так называемый воспалительный эксудат, который дальше в связке с патогенными микробами, распространяется на легочную ткань, вызывая острые пылевые пневмонии.  Но не так страшна сама угольная пыль, как те примеси, которые находятся в ней. Как правило, в бурых углях содержится порядка 30% минеральных частиц, таких как допустим кварц и силикат. Зачастую угольная пыль приносит с собой и частички марганцевых руд. И практически всегда, дыша пропитанным углем воздухом, люди, вдыхают колоссальное количество спор различных грибков, от лучистых до плесневых. Грибки провоцируют пневмомикоз. Часто появляется хронический бронхит, который обычно протекает вяло, с ремиссиями. Одна хроника провоцирует появление другой, в результате дети больны уже с рождения, а уровень жизни – постоянно падает. Люди умирают гораздо раньше, срок жизни уменьшается. Я бы назвал это медленным отравлением людей. Сознательным отравлением!

Это так, короткая справка для моих читателей, что бы каждый из вас понимал, чем конкретно сейчас дышат жители Минусинска и почему они ведут борьбу за экологию! Поставьте себя на их место, представьте, что ваши дети растут в этом городе и каждый день дышат воздухом, который пропитан углем от промышленной разработки под вашим забором.

Когда коммерсант обеспечивает углем не только местное население, но и добывает огромные объемы угля для экспорта из региона – начинается гонка за прибылью. Больше добыл – больше продал. Сиюминутная прибыль здесь и сейчас. И естественно, что, как и везде, коммерсанта не интересует здоровье людей, местных жителей. А тот факт, что люди топятся углем по старинке, и вынуждены зависеть от предприятий по добыче угля, позволяет региональным властям и коммерсанту манипулировать обществом.

Выглядит все это очень просто:

– Что вы ворчите, ведь вам самим топиться будет нечем?

– Вам что работа не нужна? Вы жрать потом, что будете?

– У нас нормы ПДК учитываются! Воздух хрустальный, не несите чушь.

– Вот добьетесь, и закроют предприятие! И тогда вам зимой будет холодно и голодно. Заткнитесь, вам же хуже!

Проблема в том, что так проще. Проще оставить все как есть! Коммерсант не закрывает предприятие, а значит, не теряет деньги. А учитывая, что от него зависят местные жители (работа, дешевый уголь) то есть возможность давить на людей, запугивать их, лишь бы не пришлось закупать современное оборудование для производства. Местным жителям не по карману перейти на газ, а помогать не станет ни правительство, ни тем-более коммерсант, который заинтересован в потребителях его угля. Вот и получается, что у местных жителей безвыходная ситуация!

В действительности же, если бы правительство хотело, давно можно было бы газифицировать жителей Минусинска, сократить добычу угля и проследить, чтобы коммерсант на оставшихся предприятиях озаботился установкой современного оборудования, очистных сооружений по международным стандартам. Можно было бы отстоять многое. Но кто услышит обычных жителей города Минусинск? Кто придет на помощь? Или «всяк в беде бывает, а на другом видя – забывает»?

Не молчите! Поддержите жителей Минусинска. Сегодня они задыхаются от грязного воздуха, завтра задыхаться будете вы. И если каждый будет молчать, то никогда ничего не исправится.

Я получил несколько обращений от активистов Минусинска, которые ведут активную борьбу за чистый воздух. Уже изучаю. Подготовлю несколько материалов, привлечем внимание общества! Подумаю, чем я лично могу помочь жителям Минусинска, как могу повлиять на их проблему. Возможно, постараюсь через свои связи инициировать проверки в районе, создать общественный резонанс, попытаться сдвинуть с мертвого места эту неповоротливую машину, под названием «капитализм». Пока не знаю, но обещаю, что сделаю все возможное от меня.

У нас сейчас экологические бедствия захлестывают регионы от Владивостока до Петрозаводска, от Архангельска до Астрахани. Везде жесткие удары, прежде всего, приходятся по здоровью местных жителей. Больно понимать, что мои соотечественники, мой народ, вынуждены задыхаться в едком дыму промышленности только потому, что система с «отсталыми технологиями» вместо того, чтобы меняться, упорно пытается «урвать» как можно больше денег. А учитывая, что практически все финансовые активы у нас в стране находятся за рубежом, что-то мне Россия все сильнее начинает напоминать современный формат сырьевой колонии. Не находите?

ПАВЕЛ ПАШКОВ

 

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТЫ

Без вашей поддержки защищать природу практически невозможно. Вся деятельность ведется собственными силами! Мы должны оставаться независимыми от власти и бизнеса.

 
Встаньте рядом! Поддержите борьбу за дикую природу донатом.

ХОЧУ ПОДДЕРЖАТЬ!

ЛИЧНЫЙ КРУГ

Станьте частью закрытого круга соратников на Boosty. Так вы помогаете нам бороться за дикую природу!

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Павел Пашков

Уже свыше миллиона человек подписали петицию в защиту древних лесов России. Узнайте подробнее здесь…