Запрет охоты как возможность уменьшить риск распространения зоонозных инфекций от животных к человеку (дополнение к петиции)

Увеличивающаяся опасность распространения зоонозных (распространяющихся от какого-либо животного к человеку) инфекций заставляет по-новому посмотреть и на охоту, и на использование диких животных человеком.

Идущие эпидемии COVI-19 и африканской чумы свиней показывают сейчас опасность зоонозных (распространяемых из природных очагов) инфекций. Научные факты говорят о том, что такие риски усиливаются в ближайшие годы. Это и оттаивание участков вечной мерзлоты и ледников в горах с высвобождением ранее не исследованных микроорганизмов. Это и освоение людьми отдаленных труднодоступных участков дикой природы с изолированными и малоизученными группами микроорганизмов. Это и облегчение миграции самих людей, с кратно увеличившейся скоростью распространения любых инфекций по миру.

Нужно сопоставить убывающе малое значение продукции охоты в экономике и жизни общества и крайне высокие риски для общества и государства в случае распространения зоонозных инфекций. В связи, с чем необходим запрет на вывоз продукции охоты за пределы места добычи и запрет на оборот такой продукции вообще в перспективе.

Рассмотрим вопрос зоонозов подробнее.

В Китае и азиатских странах вообще люди едят традиционно буквально все. В том числе и то, что нам кажется не съедобным: всевозможные морские организмы, насекомых от личинок и гусениц до… в общем, все! Собаки, которые у нас воспринимаются как домашние любимцы, считаются деликатесом. И вот СМИ пишут, что все полностью изменилось в 2020 году. 90% населения теперь поддерживают идею закрытия рынков с разнообразными живыми организмами, которые буквально год назад пользовались неизменным спросом.

Хватит жрать летучих мышей и распространять новые коронавирусные инфекции, как-то так?!

И в странах Азии такие рынки закрываются. Запрещают разведение собак на мясо на фермах. Останавливают вывоз из стран экзотических животных. Останавливают отлов для последующей продажи насекомых, рептилий, амфибий и т.д. Отказываются от снадобий традиционной местной медицины с использованием лап медведя, мяса тигра и т.п. Ну, все эти темы с браконьерским промыслом частей тел диких животных, в том числе и на Дальнем Востоке нашей страны.

Так оправдано ли такое резкое изменение отношения к пище и лекарственным снадобьям из диких видов в азиатских странах? Или, это просто страхи, преувеличенные из-за «короны»?

Встретился мне текст на просторах интернета. Автор живописно описывает прелесть охоты, которой он увлечен. Искренне пишет, вероятно. «… и, наконец, ты получаешь возможность попробовать кусок свежайшей медвежатины. От только что добытого тобой лично могучего хищника. Чуть не прожаренный, еще с кровью…».

Дальше я читать не стал. Не смог даже!

Мне иногда пишут и читатели моих книг: «Ты же пишешь про могучих воинов. Неужели самому не хочется добыть хищного зверя?! Неужели самому не хочется попробовать кусок кровавого мяса?!»

Э… как бы сказать помягче, чтоб не обидеть… Нет, не хочется! Больше того, идея «кровавого бифштекса», «кровавого куска свежего мяса» или «свежей медвежатины» мною не рассматривается вообще! В отличие от персонажей моих книг о варварских эпохах или от жителей этих самых эпох, кругозор у меня немного шире. Я чуть-чуть больше знаком с некоторыми вопросами медицины и биологии, чем означенные «варвары» или «викинги». И их пример далеко не во всем меня лично воодушевляет.

Я бы предложил любителям «кровавых бифштексов из дичи» ознакомиться для начала, допустим, с гельминтозами. Поднять, так сказать, свой образовательный уровень от «варвара-викинга» до более современного человека. Описторхоз. Трихинеллёз. Так, для общего развития. И учитывая то, что гельминтозы из зоонозов наиболее безобидные, безвредные.

Для справки, встретившиеся мне данные научных исследований:

Зараженность популяций лис описторхозом в Центральной России около 10%, норок – более 30%. Зараженность медведя в некоторых регионах более 70%.

Зараженность диких кабанов трихинеллёзом около 25%, медведя – 70%. У лис, барсуков и волков еще выше. По волку процент доходил до 100% от всех обследованных животных.

Цитирую «Охотничий портал» статью «Дичь: осторожно, гельминты!»: «Как известно, мясо диких животных – вкусное и полезное, но важно знать, что в нём могут присутствовать нежданные гости. Бояться их не надо – надо знать, кто они, и что с ними делать. Об этом и поговорим».

Поговорим, конечно! Значит, «бояться их не надо»?! Ок, ок! Ведь «как известно, мясо диких животных – вкусное и полезное…»!

Дальше цитирую Википедию: «Зоонозы – это группа инфекционных и паразитарных заболеваний, вызванных патогеном (инфекционным агентом, таким как бактерия, вирус, паразит или прион), перешедшим от определённого вида животного (обычно позвоночного) к человеку. … Зоонозы могут быть вызваны целым рядом болезнетворных патогенов, таких как новые вирусы, бактерии, грибы и паразиты; ИЗ 1415 ПАТОГЕНОВ, ИЗВЕСТНЫХ КАК ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЗАРАЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ, 61 % БЫЛИ ЗООНОЗАМИ».

А точно «не надо бояться»?! Ок! Тогда идем ловить летучих мышей! Или, лучше не надо?!

Я изначально пришел к мысли о необходимости запрета спортивной трофейной охоты по этическим соображениям: нехорошо зверушек убивать ради развлечения. Не по-человечески это как-то! Но когда стал тему изучать, то понял – да охоту нужно запрещать (и срочно!) ни по каким-то морально-этическим соображениям, а исключительно по практическим! Вот предварительные выводы, к которым я пришел:

– Количество разнообразных зоонозов растет.

– Рост количества зоонозов, вероятнее всего, связан с коммерческой охотой и разведением рыбы, коммерческой рыбалкой в том числе.

– При полу-вольном разведении диких животных «на убой» никакой нормальный ветеринарный контроль не возможен вообще, в принципе. По одной объективной причине – животные находятся в контакте с природной средой. При сельскохозяйственном производстве животные изолированы, санитарные мероприятия, ветеринарный контроль возможны. А как это осуществить, если животное в лесу, в контакте со всей экосистемой?

– При развитии коммерческой охоты происходит и обратный процесс – занос инфекций от людей в изолированные ранее биоценозы.

– У нас в стране влияние потепления ощутимо сильнее, чем в других местах. Оттаивает вечная мерзлота на севере. Отступают ледники в горах. 10 лет примерно, как наблюдаются такие изменения. И это все – отдаленные места, где природа более-менее сохранилась. Как раз там и пытаются активно развивать коммерческую охоту! И как раз там ученые находят последние годы вообще неизвестные науке виды микроорганизмов, оттаивающие из консервации холодом. Микроорганизмы, соответственно, с вообще не известными свойствами. Это принципиально более существенные риски, чем известный могильник с известной чумой где-нибудь на Кавказе или на Алтае!

Сырые, предварительные выводы. Материала не на одно, а на множество больших исследований. Но и при поверхностном знакомстве ситуация мягко говоря настораживающая, если не сказать большего!

ПАВЕЛ ПАШКОВ

 

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТЫ

Без вашей поддержки защищать природу практически невозможно. Вся деятельность ведется собственными силами! Мы должны оставаться независимыми от власти и бизнеса.

 
Встаньте рядом! Поддержите борьбу за дикую природу донатом.

ХОЧУ ПОДДЕРЖАТЬ!

ЛИЧНЫЙ КРУГ

Станьте частью закрытого круга соратников на Boosty. Так вы помогаете нам бороться за дикую природу!

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Павел Пашков

Уже свыше миллиона человек подписали петицию в защиту древних лесов России. Узнайте подробнее здесь…